Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка посредством использования ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка посредством использования ИКТ»

Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом. Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе современного мира.

Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».

Составляющие функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;

  • естественнонаучная грамотность;

  • читательская грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • креативное мышление.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

  • наличие ситуационной значимости контекста;

  • необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области;

  • новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Читайте также:  Эффективное использование песенного материала, стихов, рифмовок и пословиц для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальная компетентность (глобальные компетенции) – это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Информационные ресурсы, направленные на формирование функциональной грамотности:

  • марафон функциональной грамотности: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

  • банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

  • электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа): https://fg.resh.edu.ru/

  • задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA: https://media.prosv.ru/fg/

  • формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года): https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8

В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Читайте также:  Разговорный английский язык

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей — навыков свободного общения и практического применения английского языка.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом мы используем следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • игровые технологии;

  • метод проектов;

  • личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);

  • информационно-коммуникационная технология.

Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

  • http://www.starfall.com/ — учим алфавит через забавные видео, презентации и песенки, книги для чтения, обучение чтению через интерактивные задания;

  • http://www.abcya.com/ — потрясающая копилка игр и упражнений на развитие навыка чтения;

  • http://www.childrensbooksonline.org/ library.htm — огромное количество книг для онлайн-чтения для детей и взрослых, для разных уровней, есть озвученные;

  • https://freekidsbooks.org/ — книги на английском для детей и подростков, которые можно читать онлайн, а можно и распечатать;

  • https://uchi.ru/ — образовательный портал для интерактивного развития детей, как один из приёмов развития у обучающихся функциональной грамотности;

  • https://kahoot.com/ — Kahoot —сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Технология, направленная на совершенствование учебного процесса, повышение его практической направленности, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся и способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе.

  • https://resh.edu.ru/ — платформа РЭШ содержит диагностические работы для класса, тренировочные задания, уроки, тесты на читательскую, математическую, финансовую и естественнонаучную грамотность, а так же многое другое. Некоторые материалы доступны в форме видео и электронных пособий. Все задания и подробности от учителя доступны по конкретным ссылкам.

  • https://edu.skysmart.ru/ — это сайт с интерактивными заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам АО «Издательство “Просвещение”», включенным в Федеральный перечень учебников. В интерактивной рабочей тетради представлены материалы для учеников с 5 по 11 класс.

Читайте также:  Тренировка грамматических навыков в формате ЕГЭ

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий