Методические рекомендации к построению современного урока иностранного языка по ФГОС

Вопрос, связанный с особенностями построения современного урока английского языка в школе актуален в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Следовательно, возникает вопрос, как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС и какие особенности необходимо учитывать.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к построению современного урока иностранного языка по ФГОС»

Методические рекомендации по построению современного урока

иностранного языка по ФГОС

Вопрос, связанный с особенностями построения современного урока английского языка в школе актуален в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Следовательно, возникает вопрос, как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС и какие особенности необходимо учитывать.

1. Общие требования к структуре и содержанию современного урока иностранного языка

Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов. К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока. Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут.

В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должно происходить выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.

Это может быть:

  • ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;

  • тренировка использования языкового и речевого материала;

  • применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;

  • организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи);

  • организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;

  • организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.

Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.

Читайте также:  Prepositions of place (предлоги места)

В зависимости от типа и цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше.

Очень важно соблюдать эту структуру и наполнять ее такими содержательными элементами, которые быть лаконично и логично представляли собой организационную форму обучения – урок.

У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающую способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Для достижения профессионального успеха учитель должен владеть целым комплексом методических умений, среди которых следует выделить:

  • проектировочные

  • адаптационные

  • организационные

  • коммуникативные

  • мотивационные

  • контролирующие

  • исследовательские

  • вспомогательные

2. Основные черты современного урока иностранного языка

В целом, современный урок иностранного языка должен быть личностно-ориентированным, т.е. развивать способности к языку. Он должен совершенствовать память, речь внимание, мышление, фонематический слух. Также, урок воспитывает толерантность, симпатию, сочувствие. Он должен быть коммуникативным, то есть на уроке должно осуществляться общение на иностранном языке. На 13 уроке формируются и развиваются все виды речевой деятельности, все аспекты языка.

Таким образом, основными чертами урока являются:

1. Формирование и развитие речевых, коммуникативных навыков и компетенций.

2. Присутствие на протяжении всего урока иностранного языка одной главной цели. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.

4. Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений.

5. Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности.

Читайте также:  Словообразование прилагательных в английском языке

6. Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для понимания.

7. Индивидуализация процесса обучения — когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.

8. Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

Изменения, происходящие в современном мире и обществе, находят свое отражение в федеральном государственном стандарте, который в свою очередь определяет изменения в структуре и содержании современного урока иностранного языка.

3. Планирование современного урока иностранного языка по ФГОС нового поколения

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет новые требования к уроку иностранного языка. Так как, урок иностранного языка состоит из нескольких этапов, соответственно каждый этап должен быть проведен в соответствии с новыми требованиями.

Урок комбинированного типа состоит из следующих этапов: определение темы урока, формулировка целей и задач, планирование, практическая деятельность обучающихся, физминутка, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание обучающихся, рефлексия, итог урока, домашнее задание.

Первый этап – объявление темы урока, согласно новому стандарту, должен проходить следующим образом: тему урока обучающиеся формулируют сами, учитель только подводит их к осознанию темы. Например, мотивация к учебной деятельности, подведение обучающихся к теме урока.

Второй этап – сообщение целей и задач, которые обучающиеся формулируют сами, определив границы знания и незнания.

Третий этап – планирование, который обучающиеся выполняют сами, планируя способы достижения намеченной цели, учитель при этом, только помогает и советует.

Следующий этап – это практическая деятельность, которую обучающиеся выполняют сами в группах, парах, или индивидуально.

Следующий этап – осуществление контроля также производится обучающимися в форме самоконтроля или взаимоконтроля. Например, после завершения практической части урока, учитель вывешивает ответы к данному упражнению, обучающиеся сами себя проверяют и оценивают. Тем самым, осуществляется самоконтроль. Что касается взаимоконтроля, его учащиеся осуществляют во время диалогов, опросов и т.д.

Читайте также:  Презентация My neighbourhood

Далее – этап осуществления коррекции, при котором обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют ее сами, учитель только консультирует.

На этапе оценивания, обучающиеся также оценивают себя сами либо проводят взаимооценку, с помощью другого обучающегося, учитель также только консультирует.

На последнем этапе, объявление домашнего задания, обучающиеся сами могут выбирать задание из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика. «Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.

Таким образом можно подвести итоги о том, что при планировании и построении современного урока иностранного языка нужно руководствоваться следующим:

— современный урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов;

— структурные элементы включают в себя начало урока, центральную часть урока и его завершение;

— данные структурные и содержательные элементы могут быть организованы по-разному, в зависимости от цели, темы и типа урока;

Также, современный урок иностранного языка состоит из следующих компонентов, таких как:

  • коммуникативный компонент, который включает в себя предметную сторону речи;

  • психолого- педагогический компонент;

  • методический компонент

Требования ФГОС нового поколения, принципы, аспекты языка и типологию уроков также необходимо учитывать при построении и планировании урока иностранного языка.

Источники

  1. Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, [Электронный ресурс]. Режим доступа: //URL:https://infourok.ru/osobennosti_sovremennogo_uroka_v_ram kah_vvedeniya_fgos-556320.htm

  2. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. — 2019.

5

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий