Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

Самоучитель

Практические советы и рекомендации по обучению чтению младших школьников для начинающего учителя

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)»

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 9

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(методические рекомендации для начинающего учителя)

Подготовила:

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Краснова Л.Б.

Раменский го, 2022 г.

Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией

· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.

Для обучения младших школьников чтению существует два способа. И наилучший эффект будет, если использовать оба способа одновременно.

Метод целых слов.

Этот способ обучения чтению предлагают авторы большинства детских учебников. Согласно данному методу, новые слова даются следующим образом: картинка + слово. Дети смотрят в учебнике на картинки с подписанными к ним словами, слушают, повторяют за диктором, играют с карточками. Обычно, учитель использует два набора карточек: карточки с картинками и карточки со словами. В специальных учебных играх с этими карточками дети запоминают, какое слово подходит к какой картинке.

Читайте также:  Progress Check 5th form Healthy Lifestyle

То есть механизм такой — ребенок не разбирает слово на звуки, он соотносит зрительный образ целого слова с его звучанием (благодаря этому, метод целых слов можно начинать использовать параллельно с изучением алфавита и звуков, не дожидаясь, пока все буквы будут изучены). Потом, видя изученное слово в тексте, ребенок вспоминает, как оно звучит и может его прочитать. Этот метод хорош тем, что в английском чуть ли не половина слов — исключения, которые читаются не по правилам и иного способа выучить эти слова как запомнить просто нет.

Метод обучения по фониксам.

Одного метода целых слов все же недостаточно. Чтобы ребенок действительно хорошо зачитал, лучше подкрепить учебник с его методом целых слов изучением чтения по правилам. Для этого с малышами лет с 6 используются фониксы — это такие пособия, где слова собраны группами, в зависимости от того, по какому правилу он читаются. Слушая и читая эти группы слов, ребенок выводит закономерности чтения. Например, прослушав, повторив за диктором и, возможно, обыграв в играх слова cat-fat-mat-bat, большинство детей сами смогут прочитать слово sat и ему подобные.

Практические советы и рекомендации

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

Это важно

  • Почему нельзя подписывать слова русскими буквами?

Иногда некоторые родители и даже коллеги подписывают ребенку под словом, как оно читается русскими буквами. Так делать нельзя. Это табу.

Во-первых, русскими буквами нельзя передать английские звуки. Записывая слова русскими буквами, вы сами портите ребенку произношение. Которое, кстати, в детском возрасте формируется наиболее естественно.

Во-вторых, если слово подписано по-русски, что будет делать ребенок? Правильно, он будет его читать. Не запоминать как оно пишется по-английски, а читать эти самые русские буквы. Как слово звучит, он запомнит, но, встретив это слово в новом тексте, скорее всего не узнает.

  • Главную роль играет не алфавит, а именно звуки.

Читайте также:  Еда, которая мне нравится

Запомнить алфавит очень легко — достаточно регулярно включать ребенку алфавитные песенки, которых на YouTube великое множество. А вот, чтобы начать читать, ребенок должен усвоить, какая буква алфавита какой звук дает. Для этого мы с учениками (используя игры с карточками, видео, метод TPR на каждую букву алфавита запоминаем ее звук и одно или два слова, которые с этого звука начинаются. Например, видя букву Bb, дети сразу вспоминают мяч — ball, а значит и звук /b/. Дома можно дополнительно послушать такие вот phonics songs.

  • Учите сразу названиям фонем, а не названиям букв (эй, би, си…)

Нам пригодится знание порядка букв для поиска слов в бумажном словаре и…все. Современный подход к обучению чтению предлагает начинать с чтения фонем (a — /э/, b — /б/, c — /к/), а затем переходить к чтению коротких слов.

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

Изучить самостоятельно

http://test.s90436pe.bget.ru/doshkolniki/metod-tpr-ili-aktivnye-uroki-anglijskogo-dlya-detej.html

Метод TPR1 — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.

Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

Не затягивайте период обучения звукам, переходите к чтению

коротких слов, а затем стихотворений и коротких сказок

Память работает лучше, если цель практична и понятна. Мы учим, как читаются буквы, для чтения на английском языке. А читаем — для получения новой информации. Чтобы ученикам это было понятнее, начинаем читать слова и короткие тексты еще до того изучения всех звуков/фонем/буквосочетаний.

  • Соблюдайте принцип доступности (не спешите, вводите новые звуки после отработки предыдущих)

  • Используйте разнообразные материалы (читайте с карточек, smart доски, учебника, школьной доски; пишите, слушайте, рисуйте в заданиях на чтение)

  • Дифференцируйте процесс обучения (некоторые ребята пропускают уроки из-за болезни или просто медленнее учатся чтению)

Читайте также:  Этнопсихологические особенности народов Великобритании

Наиболее важной проблемой этого периода может стать отставание некоторых учеников. Они «застревают» на одном из этапов и скучают, когда класс делает то, чего они еще не могут. Низкие оценки снижают их мотивацию и могут превратить уроки английского для них в мучение. В данном случае может помочь «чтение на ушко». Во время самостоятельной работы всего класса (например, чтение в парах) учитель подходит к «отстающему» ученику и просит его почитать тихонько тот материал, где у него были сложности. Когда нет возможности почитать вместе, дети получают карточки с заданиями (например, прочитай и соедини с картинкой). Таким детям важно уделить внимание вовремя, пока проблема не стала серьезной2.

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе (методические рекомендации для начинающего учителя)

В процессе обучения чтению обучающихся 2 классов

(УMK Spotlight 2, авторы Дули Д., Быкова Н., В. Эванс)

предлагается использовать авторские презентации, которые

доступны на сайте Красновой Л.Б.3

https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/

  • Презентация для обучения чтению во 2 классе. Чтение буквосочетания "ее".

https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/folders/post/1554563

  • Презентация для обучения чтению во 2 классе. Закрытый слог.

https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/folders/post/1554538

1 TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.

2 Использованы материалы с сайта https://skyteach.ru/2018/07/31/kak-nauchit-chitat-mladshih-shkolnikov/

3 Полную подборку презентаций по чтению для 2 класса можно получить у наставника по запросу

4

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий