Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка по теме: « Современные педагогические технологи в преподавании иностранного языка »»
Педагогическая разработка по теме: « Современные педагогические технологи в преподавании иностранного языка »
Автор: Воробьева И.М.
МАОУ «СОШ №25 г.Челябинска»
Роль иностранных языков в современном мире растет и требует к себе внимания педагогов для успешного осуществления педагогической деятельности на уроках иностранных языков. Для поддержания образовательного интереса у обучающихся на должном уровне в современный процесс обучения необходимо внедрять современные педагогические технологии , которые учитель может эффективно использовать на своих уроках для развития познавательного интереса учеников. Любой изучаемый иностранный язык непрерывно развивается с ходом глобализации и технической эволюции в мире, поэтому и проектирование уроков так же должно осуществляться с опорой на современные тенденции в языке. Чтобы решить выше обозначенную проблему необходимо прибегнуть к современным образовательным технологиям в организации педагогического процесса.
Педагогическая технология — проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. Метод использования современных педагогических технологий способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет каждому из них развивать творческие и индивидуальные способности.
Выбирая современные методы обучения, существуют критерии, которым данные методы должны соответствовать:
1. Формирование комфортно для обучения среды, в которой учащийся ощущает себя свободно. 2. Активизировать личность учащегося, в ходе учебного процесса обращать внимание на его чувства и стимулировать его творческие навыки.
3. Создавать условие, где учащийся занимает центральную позицию в процессе обучения.
4. Обучать учащихся самостоятельной изучению языка на различных уровнях –– интеллектуальном, эмоциональном и физическом, дифференцировать учебный процесс в зависимости от способностей учащегося.
5. При построении учебного процесса использовать различные формы обучения: групповые, коллективные, самостоятельные.
Одной из главных задач в преподавании иностранного языка является повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания.
С овладения любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
В своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Для реализации развивающего обучения существует множество средств педагогического воздействия, которые готовят школьников к самостоятельному осмыслению учебного материала, требующие самостоятельных обобщений и выводов, творческого подхода к решению тех или иных вопросов. Какие задания можно использовать при развивающем обучении? Задания, направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения.
-Try to find the main point in the text. Answer the questions. Use your answers to retell the text.
-Listen to the students talking about the people in the photos. Answer the questions. Use your answers to complete the table.
2) задания, направленные на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приемами рациональной умственной деятельности. Для выполнения таких заданий включаются такие логические процессы, как анализ, классификация, распознавание, что лежит в основе интеллектуального развития учащихся более высокого уровня. Функция учителя-показать направление их мыслительной деятельности. По содержанию задания могут быть следующими: составление сложного плана прочитанного или прослушанного, выделение деталей с последующей аргументацией, подбор материала к теме, рассказ по заданной теме, картинке, ситуации и т.д.
-Draw a plan of your room. Write down why you like it and some adjectives to describe it. Show a partner your plan and talk about why you like the room.
-Read the job advertisment. Do you have any of the necessary qulifications to apply? Do you think you will get the job? Use the ideas to tell your partner.
З) задания, направленные на использование всей системы приобретенных ранее приемов. Учащиеся самостоятельно выбирают логику рассуждения ( например, при подготовке реферата, сообщения, написание проектной работы и т. д.), самостоятельно планируют выполнение сложного задания, требующего познавательной теоретической и практической деятельности, осуществляют самоконтроль и оценку хода и результатов своей работы (рефлексию).
-Look at the pictures and imagine you have won one of the holidays. Write questions using the correct form of the going to and the prompts. Then think about your answers to the questions for your imaginary holiday. Work in pairs to taking turns ask and answering the questions. Report back to the class about your partners plans for holidays.
— Check round the class to see if anyone can answer your questions.
— Compile them into a poster for your classroom wall.
Технология проектного обучения
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Информационные и компьютерные технологии
Информационные технологии в обучении иностранным языка –– это техническое оснащение учебного процесса в виде электронных устройств и ресурсов. Информационные технологии существуют на стыке инженерной мысли и педагогического ресурса.
Здоровьесберегающая технология
Основной задачей, я считаю, должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Необходимо вызвать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у учащихся не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
Важное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды речевой деятельности: аудирование, письмо, чтение, устная речь. Урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны присутствовать оздоровительные моменты( физминутки, юмор, похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием. Во избежание усталости учащихся смена видов работ- необходимый элемент на каждом уроке: слушание, самостоятельная работа, чтение, письмо, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, «мозговой штурм». Необходимы различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознание и поиск ошибок; разноуровневые задания, строгое соблюдение объёма всех видов тестов, проведение контрольных строго по календарно-тематическому планированию. Обязательны физминутки, игровые паузы, зрительная гимнастика.
Технология критического мышления
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «развития критического мышления» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель должен пытаться на каждом уроке стимулировать интерес учеников, развивать у них желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
стадии и методические приемы
I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
— актуализация имеющихся знаний;
— пробуждение интереса к получению новой информации;
— постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
— получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
«инсерт»;
«фишбоун»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
Кластеры
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила составления очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Прием «Инсерт»
Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно5.
Fish bone” – «рыбья кость»
Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Чтение с остановками
Это еще один прием технологии развития критического мышления, который я применяю на своих уроках.
Таким образом, использование различных педагогических технологий на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.