Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления»

Мастер-класс,

тема: "Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы

Э. Кинг

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера

По общему признанию, конец XX века и начало XXI века – это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной мысли и индивидуальной жизни каждого человека.

Вопросы формирования стойкой положительной мотивации учащихся к изучению английского языка, создания условий для личностного роста школьников, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов особенно актуальны на сегодняшний день. (см. приложение 1)

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.

Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Приведенная ниже диаграмма свидетельствует об эффективности применяемых учителем приемов (в том числе приемов технологии критического мышления) в обученности учащихся филологического профиля в 10-11 классе чтению текстов лингвострановедческой и культуроведческой направленности:

1 — первое полугодие 10 класса;

2 — второе полугодие 10 класса;

3 — первое полугодие 11 класса;

4 — второе полугодие 11 класса.

Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:

— мыслить логично;

— выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;

— запоминать и оценивать факты;

— формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

— уметь отстаивать свою позицию.

Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Читайте также:  SUMMER HOBBIES Презентация 6 класс раздел 1

II. Представление системы учебных занятий

Планируя каждый урок, всегда тщательно продумываю начало урока, т.к. считаю, что удачное начало урока это залог успеха основной его части и положительный результат всего урока.

“A good beginning makes a good ending”, as the British people say.

В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана:

-активизировать слабых и сильных;

-формировать мотивацию на учебную деятельность;

-настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции.

Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web (словесную паутину). Заготовки таких словесных паутин могут быть разного вида. Например: цветок, пирамида, рука и др.

В течении 2-3 минут учащиеся заполняют таблицу, затем предъявляют ее устно. Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива. Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: чтение текста с пометками, заполнение различных таблиц (п – плюс, м – минус, и – интересно), сюжетная таблица (что? где? когда?) и другие. После прочтения текста практикуется повторное заполнение Word Web (словесной паутины) и сравнение с первоначальным Word Web, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.

Результаты этой стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на стадии вызова. Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных умений, технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:

— генерировать идеи;

— найти многовариантное решение проблемы;

— излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;

— кратко излагать свою мысль.

III. Проведение имитационной игры

Проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с обучающимися. Слушатели играют две роли: обучающихся и экспертов.

Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть моими учениками. Мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто – мастер-класс. Итак, тема нашего урока «Мастер-класс».

1 этап

Перед вами лежат карточки, на которых вот такие схемы. В технологии критического мышления они называются словесные паутины, корзины идей, кластеры. Наверное, что когда я произнесла тему нашего занятия, у вас возникли какие-то ассоциации, вы подумали о чем-то, вспомнили из своего жизненного опыта. Я попрошу Вас заполнить эти словесные паутинки, вписав в ячейки то, что пришло вам в голову или вспомнилось.

Читайте также:  Презентация "Christmas and New Year in Philippines"

2 этап

Теперь обменяйтесь идеями, познакомьте друг друга со своими корзинами идей, озвучьте их. Пример заполнения паутины:

(Прослушивается несколько вариантов.)

3 этап

Уважаемые коллеги, перед вами текст “Мастер-класс”. У вас 5 минут, чтобы прочитать текст, извлечь из него информацию и заполнить еще одну словесную паутину, опираясь на полученные из текста знания. В паутине могут появиться фразы, словосочетания, а не только отдельные слова.

Мастер-класс

Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителей, проявляющих активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства, так и учителей, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию.

Этот вид профессионального объединения в определенной школе предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников, что отражается в следующем определении: мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей.

При каких условиях можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса?

1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;

2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

3) готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

4) рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.

Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических предметов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу: действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разновидность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых, ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой стиль творческой педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что при такой форме обучения создаются три типа условий:

1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

Читайте также:  Pastimes & Board Games for Spotlight 6, Modules 6b, 6c

3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Слушатели заполняют кластер и сравнивают его с первоначальным вариантом, отмечая ту информацию, которая оказалась для них новой. Прослушивается несколько вариантов.

На последующих уроках паутины можно использовать как план для монологического высказывания или написания письма, эссе, резюме и т.д.

IV. Моделирование

На этом этапе предлагаю слушателям тексты для самостоятельной работы по конструированию собственной модели урока с использованием приема Word Web из технологии критического мышления. Затем совместно со слушателями провожу обсуждение авторских моделей учебного занятия.

V. Рефлексия

Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн. Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас. Творческая форма рефлексии – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

1.

Название предмета

Мастер-класс

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный, творческий

3.

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль педагогической деятельности

5.

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

умение и опыт

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

Итак, критически мыслящий человек задает вопросы:

Что я знаю?

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий