Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам.

Самоучитель

Мотивация активизирует целенаправленную активность, что в свою очередь помогает сделать выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей, также мотивация объединяет в себе систему факторов, что определяют поведение человека.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам.»

Повышение мотивации учащихся при обучении

иностранным языкам.

Рано или поздно в преподавании школьной дисциплины возникает проблема
мотивации учащихся. Особенно часто проблема мотивации стоит при
изучении английского языка в средней школе. Мотивация активизирует
целенаправленную активность, что в свою очередь помогает сделать выбор
средств и приемов, их упорядочение для достижения целей, также мотивация
объединяет в себе систему факторов, что определяют поведение человека.

Следовательно, для каждого педагога важно отыскать эффективные методы,
приемы, средства повышения познавательной мотивации. Каждому педагогу
важно помнить весьма важную фразу: «Дети изначально мотивированы!
Причина демотивации – взрослые».

Начнем с определения, что же такое мотивация.

Мотивация – это внутреннее состояние, нужды человека, что побуждают его к
работе по удовлетворению определенных потребностей. Крайние, определяя
стимулы, меняются и обогащаются под влиянием стремления к их
удовлетворению. Выделяют следующие типы мотивации:

  • Внешняя мотивация — обусловленная внешними по отношению к
    субъекту обстоятельствами, т.е. находится вне учебного процесса.

  • Внутренняя мотивация — сопряжена с содержанием деятельности, а не
    с внешними обстоятельствами.

  • Положительная и отрицательная мотивация. Положительная основана
    на положительных стимулах («конфете»). Отрицательная основана на
    отрицательных стимулах («наказании»).

Положительные стимулы, в свою очередь, разделяют на две группы:

  1. стимулы, что основаны на чувстве долга и ответственности за

итоги своей учебы перед обществом, классом, преподавателем, родителями и
т.д. или же которые сопряжены с осознанием значимости информации для
будущей профессии. Психологи еще их называют «широкими социальными
стимулами»;

  1. стимулы, что основаны на узколичных интересах и целях

(стремление заполучить одобрение за свою учебу от преподавателей,
родителей; желание быть среди лучших учащихся класса, занять хорошее
место среди своих одноклассников).

  1. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивая основана на нуждах
    человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
    Неустойчивой мотивации необходимо систематическая внешняя поддержка.
    Познакомимся с пирамидой Абрахама Маслоу – прохождение человечеством
    в течение тысячелетий и человеком в течение десятилетий. Согласно данной
    пирамиде, выделяют два основных типа мотивации: «от» и «к» (я вчера, и я
    сегодня/завтра; сознательная личность) или «метод кнута и пряника»
    (неосознанная физиологическая личность). Также следует помнить, что мотивы взрослеют с взрослением личности. Рассмотрите его иерархию
    потребностей относительно школы, а затем — как потребности учеников
    удовлетворяются в школе, и каким образом удовлетворение потребностей
    влияет на эффективность обучения. Успешность в обучении возможна, если к
    обучению есть достаточная положительная мотивация. При этом по
    отношению к процессу обучения должна быть задействована мотивация хотя
    бы 4-го уровня, а именно – мотивация, базирующаяся на потребности
    самоуважения, достижения успеха, престижа, одобрения. Это связано с тем,
    что основной задачей образования является содействие развитию и
    саморазвитию личности в процессе обучения.

Читайте также:  Presentation. Food - Английский язык - Презентации - 5 класс

Какие же ступени нужно пройти изначально? Самый низкий уровень – это
базовые потребности. Относительно школы – это теплое помещении, удобные
стулья и парты, возможность съесть хороший и доступный завтрак в столовой.
Второй уровень – потребность в безопасности для создания комфортных
условий жизни: физическая безопасность, физические и личностные границы,
защищенность от материальных и эмоциональных потерь и от
эмоционального оскорбления.

Следующий, третий уровень содержит потребность в принадлежности, в
эмоциональном контакте, эмоциональной связанности. И это прежде всего
связь ребенка с семьей, а семьи с ребенком. Наша точка зрения состоит в том,
что выход ребенка в более широкий мир не должен сопровождаться утратой
предыдущих уровней функционирования.

Если не удовлетворяются первых потребности, то нельзя подняться на второй
уровень и так далее.

К какой же мотивации следует стремиться педагогам? Внутренней (стараемся ее понять) – она связана с личностью человека. Поэтому, когда мы хотим мотивировать, мы работаем не с классом, а с временно объединенными
личностями в данную группу. Для педагога главное определить в
индивидуальных мотивах что-то общее. Мотивация должна формироваться по
нарастающей, притом для каждого соразмерно с его развитием. Мотивация
должна быть преемственной.

Многочисленные психологические анализы и опросы также доказывают, что
очень сильным «двигателем» учения школьников является познавательная
нужда, т.е. совокупность надобности в новых знаниях и надобности в
умственной активности. Другими словами, это «бескорыстная жажда
познания», «неудержимое рвение узнавать все новое». Сергей Леонидович
Рубинштейн говорил, что «существует два вида учения или, вернее, два метода
научения, в результате которых человек овладевает знаниями и явлениями.
Один из них специально направлен на овладение данными знаниями как на
свою прямую цель. Другой ведет к овладению этими знаниями и умениями,
совершая иные цели».

Методы и приемы организации познавательной деятельности на уроке:

  • словесные (живое слово – дискуссия, рассказ о своей практике, анекдоты как
    реальные истории, развивающие беседы);

  • наглядные и практические методы (безоценочное наблюдение, эксперимент,
    проект, игра);

  • поисковые методы (проблемные задачи, эвристические вопросы, выход на
    вопрос самого учащегося к реальности или предоставленному в учебнике
    ответу, ТРИЗ);

  • методы самостоятельной образовательной работы (перевернутый класс,
    смена ролей ученик-учитель).

Условия создания мотивации к обучению иностранному языку:

  • личность педагога: высокие нравственные качества; широкий кругозор
    знаний; высокий уровень культуры, в том числе культуры общения.

  • профессиональные качества педагога: любовь к собственному предмету;
    безукоризненное владение языком и методикой его преподавания;
    использование коммуникативного метода обучения; коммуникабельность,
    умение создать хороший психологический климат и создавать общение на
    уроке; умение применять всевозможные стимулы и подкрепления в процессе
    создания лексических, грамматических и фонетических знаний и речевых
    умений.

  • социальная значимость иностранного языка.

  • использование средств обучения английскому языку согласно возрастным
    особенностям и интересам учащихся.

  • организация учебного процесса: учет индивидуальных особенностей
    учащихся, создание ситуаций, что дают возможность практически
    употреблять в речи усвоенную лексику; организации увлекательной
    внеклассной работы, дополняющей классные занятия.

Читайте также:  Игровые технологии как средство повышение мотивации учеников.

Воздействие данных факторов на формирование мотивации к изучению
иностранного языка учащихся имеет свою особенность на разных стадиях
обучения. В начальной школе дети не могут еще осмыслить потребность в
изучении английского языка. Поэтому перед педагогом стоит цель объяснить
надобность знания языка для каждого образованного человека, а также
поддерживать энтузиазм к изучению языка и создавать ситуацию успешности,
чтобы каждый ученик говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!

В средней и старшей школе ученики еще не всегда осознают стимулы учебной
работы, если их к этому не подвести. Опросы старшеклассников показывают,
что около 95% учащихся старших классов понимают потребность в изучении
иностранного языка, но из них лишь 60% осознают стимулы его изучения.
Кроме того, в старших классах интерес к занятиям иностранным находится в
прямой связи практического владения им учащимися, условий его
преподавания и осознания возможности его практического использования.
Цель педагога состоит в содействии, чтобы учебно-познавательные стимулы
стали смыслообразующими.

Появляется вопрос: не является ли спад мотивации процессом, которому
нельзя противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей,
ученики которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых
пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого
удовлетворение, отчего высокая мотивация сопровождает весь период их
учения, существенно подкрепляя и обогащая его. Исходя из этого можно
сделать вывод: мотивированный учитель = мотивированный ученик.

Таким образом, цели, поставленные перед предметом «иностранный язык»,
сможет решить педагог, который владеет методикой, следит за новыми
тенденциями в образовании, применяет в своей практике современные
технологии обучения иностранному языку, согласно возрастным
особенностям и основам работы в подростковом возрасте.

Весьма важно, начиная обучение со 2 класса, чтобы процессы воспитания и
развития учеников шли в ногу со временем. Успешное начало обучения
иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению
иностранных языков в дальнейшем. А успех обучения и отношение учащихся
к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально
учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам
учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем
более уместно применяет учитель игровые технологии, наглядность, тем
интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Читайте также:  Рождественская раскраска по номерам

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный
переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь
сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Это
достигается, если в течение всего курса обучения иностранному языку
придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое
формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через
сквозные программы и использование пособий, которые последовательно
ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы
к средней и так далее.

Не последнюю роль в поддержании мотивации занимает коммуникация между
учителем и учеником. Важно помнить, что не существует глупых вопросов, и
если ученик задает вам вопрос, значит он хочет услышать ответ. В данный
момент он мотивирован! И только от вашей формулировки и подачи ответа
зависит – сохранится ли эта мотивация в будущем.

Для каждого педагога важно быть знакомым с основой мотивационной

стратегии, которой является пирамида самоактуализации личности.

ПИРАМИДА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ — КАК ЦИКЛИЧНАЯ (НЕЛИНЕЙНАЯ) ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Повышение мотивации учащихся при обучении  иностранным языкам.

Обобщим вышесказанное выделим основные способы мотивации в обучении
иностранного языка:

  1. Приятная атмосфера на занятиях, которая укрепляет веру учеников в
    свои способности. Перед учениками ставятся только выполнимые и
    посильные задачи, педагог всегда озвучивает цель, которая должна быть
    достигнута или какой должен быть получен результат.

  2. Развитие и поддержание внутренней мотивации. Для этого
    рекомендуется использовать игровые и интерактивные технологии, которые
    подталкивают учеников самим находить ответы на интересные для них
    вопросы в ходе общения на иностранном языке.

  3. Повышение познавательной мотивации. Внедрение в свою
    педагогическую практику проведение нетрадиционной формы урока, обеспечивать практическую направленность обучения. Чередовать различные
    виды деятельности.

  4. Разработка системы упражнений, благодаря которым учащиеся видят
    результат своей деятельности, могут оценить к чему стремились и, что
    получили, изучив данную тему. Например, чтобы окончательно закрепить
    изученную лексику, можно предложить детям составить историю по
    картинкам с использованием новых слов.

  5. Формирование устойчивой мотивации благодаря эмоциональной сфере
    ученика. Необходимо вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и
    ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие
    способности, другими словами, затрагивать как можно больше органов чувств
    ученика.

  6. Хорошими стимулами для учеников служат оценки и внимание со
    стороны учителя. Чтобы не говорили, оценки не так важны школьнику, для
    детей важнее как к ним относится учитель, видит ли он их старания.

  7. Как бы не была избита фраза, но для мотивации важен индивидуальный
    подход к каждому ребенку.

Повышение мотивации учащихся при обучении  иностранным языкам.

3

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий