Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Самоучитель

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка»

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Садыкова Гюзель Мягазовна

Преподаватель английского языка МБОУ МПЛ

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  • «Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз».

Во все времена люди отличались друг от друга уровнем успешности, финансового благополучия, положением в обществе. В чем же секрет большего преуспевания некоторых людей по сравнению с остальными? До недавнего времени считалось, что такие люди интеллектуально более развиты, по сравнению с другими. Однако исследования последних лет показали, что их успешность невозможно объяснить только уровнем интеллекта — как правило, их коэффициент интеллекта (IQ) колеблется от среднего до несколько превышающего средний уровень. Чем же тогда они отличаются от других?

Выяснилось, что люди, финансово и социально более преуспевающие, имеют высокий уровень другого важного умственного показателя, а именно, коэффициента Эмоционального Интеллекта (ЭИ).

Что же такое Эмоциональный Интеллект? Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить следующие наиболее важные аспекты:

• способность осознавать собственные эмоции и контролировать их,

• умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства,

• способность видеть положительные качества и потенциал другого человека и уважать его личность,

• использование этих способностей в непосредственном общении с окружающими.

Проще говоря, эмоциональный интеллект — это совокупность навыков, необходимых для управления собой и отношениями с окружающими. Связь между ЭИ и успехом в жизни оказалась настолько сильной, что сразу возник вопрос: а можно ли развить эмоциональный интеллект?

Да, можно. Особенно эффективным и важным с точки зрения успешности человека в будущем является развитие ЭИ в детском и подростковом возрасте. В связи с этим, программы эмоционального развития детей и подростков стали обязательными во многих престижных учебных заведениях во всем мире.

Доказано, что эмоциональное развитие детей даёт в результате лучшую успеваемость и более высокие оценки на экзаменах, снижает конфликтность ребенка за счёт развитой способности находить компромиссы, что также улучшает взаимопонимание в семье. Психологи ДКДЦ (детского клинико-диагностического центра) «Здоровье Человека» предлагают уникальную методику развития эмоционального интеллекта подростков, основанную на новейших разработках американских и российских ученых.

Читайте также:  Личные местоимения (практика)

Занятия проходят в форме группового тренинга и индивидуальных консультаций с психологом. В процессе тренинговых занятий участники в игровой и дискуссионной форме обучаются таким важнейшим вещам, как:

• Умению осознавать и объективно оценивать черты своей личности и характера, свои эмоции, мысли и поведение;

• Пониманию разницы между людьми, уникальности каждого отдельного человека и способность учитывать и уважать эту разность в общении с людьми;

• Умению контролировать, а так же конструктивно и безопасно для себя и окружающих выражать свои эмоции, чувства и мысли;

• Навыкам эффективного общения, включающим способность ставить себя на место другого человека, сопереживать его чувствам и мыслям, понимать его состояние по интонации, позе, взгляду, жестам, мимике, подстраиваться и менять это состояние;

• И многому другому, позволяющему добиться успеха в жизни

В ходе индивидуальных консультаций дети обучаются сознательно улучшать и контролировать свое эмоциональное состояние, что позволяет им в дальнейшем быть более сосредоточенными, позитивно настроенными и спокойными в повседневной жизни. Для фиксации и лучшего понимания результатов работы в процессе консультаций мы применяем психофизиологические методы (аппарат «Доктор А», регистрирующий, подобно ЭКГ, сигналы сердца), позволяющие видеть на экране компьютера немедленные изменения эмоционального состояния. Это позволяет в несколько раз повысить эффективность эмоциональных тренингов.

Тренинг по развитию эмоционального интеллекта предназначен для юношей и девушек 13-15 лет. Занятия проходят в небольших группах по 6-12 человек. Общая продолжительность тренинга — 6 недель (12 групповых тренинговых занятий по 2 часа, 2 раза в неделю). Место проведения – Детский клинико-диагностический центр «Здоровье Человека», Москва, Северный бульвар д.3 корпус 1, м. Отрадное Базовый курс включает 4 индивидуальных сеанса с использованием психофизиологического метода «Доктор А».

Первый день тренинга – бесплатно.

Возможны дополнительные индивидуальные сеансы с «Доктором А» (кроме 4х сеансов включённых в стоимость).

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Эмоцион а льный интелл е кт (ЭИ) (англ. EQ, Emotional Intelligence)

  • Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить  взаимодействие. 
Читайте также:  Межпредметная интеграция на уроках английского языка в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий на уровне основного общего образования.

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ. Emotional intelligence) — довольно новая психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Составляющие эмоционального интеллекта

Компоненты эмоциональной компетенции

Self-awareness (самосознание):

главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции.

Self-control/self-motivation( самоконтроль , самомотивация ) :

следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями.

Empathy (э мпатия):

умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и окружающие, а значит, учитывать в процессе принятия решений их эмоции.

Handling relationships

(управление отношениями.

Team work( работа в команде) :

мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других.

Принятие решений —

Умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения, — чувства или разум.

Responsibility(o тветственность )

способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства .

Managing emotions

(управление эмоциями).

Sincerity( открытость):

способность строить доверительные отношения.

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Типы заданий для развития  EQ  на уроке иностранного языка

  • вступительные игры, задания «для разогрева» ( i ce breakers, warmers)
  • ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussion s )
  • проектная деятельность ( p roject work)
  • задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере ( guides ,  questionnaires )

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Эмоциональное содержание внеурочных занятий английского языка

Типы заданий

Интересные факты

  • Друдлы
  • Незаконченные цитаты
  • Музыкальные клипы
  • Новостные сюжеты
  • Слайд-шоу
  • Провокационные вопросы

Приёмы релаксации:

  • Музыка
  • Цвет
  • Дыхательное расслабление
  • Арт-терапия

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Self awareness (happy, sad, angry,exited, worried,pleased, tired)

Win the lottery

Pass exams

Receive bad news

The Present Perfect Tense ( Feelings)

Lose a tennis match

Читайте также:  Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5-9 классов

Sleep badly

Go to the party

8

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

  Questionnaires

  • Adress to your partner:
  • -if you won a lot of money, I think the first thing you’d buy would be…
  • -if you got a tattoo, I bet you’d choose…
  • -if you could choose your ideal job, you’d probably be…
  • -if you could have something to eat or drink, I bet you’d choose…
  • (the partner should agree or disagree and give the right answer)

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

I am you

  • Imagine you are your partner and complete the sentences:
  • 1. I like the colour…because…
  • 2. My biggest fear is…
  • 3. I like people who…
  • 4. People like me because…

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

  • Таблица эмоций
  • Плакаты
  • Беседы
  • Светофор
  • Уголки настроения

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

What mood do they have?( Какое настроение у человечков? )

  • Рисунки на тему «Когда я сержусь»( When I am angry)
  • «Когда я радуюсь»( When I am glad)
  • «Когда я счастлив» (When I am happy)

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Handling relationships Role-play « Professions »

  • Situation: imagine that you are on the desert island. You must choose one man who’ll leave the island. Your task is to tell why you must stay in the island according to your profession. Why is your profession better than others? You should communicate with each other and choose the profession which is not useful on this island. Vote after the discussion.

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Вывод

  • Иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей.  Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии  EQ  в условиях системы школьного образования.

Если же вы обнаружили, что у вашего чада все-таки есть проблемы в общении — слишком стеснительный, агрессивный или пассивный, — обратитесь к психологу.

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Thank you for your attention!

Спасибо за внимание!

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий