«развитие коммуникативной компетенции посредством инценирования сказок младших школьников на уроках английского языка»

Самоучитель

Актуальность исследования с каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным. В системе образования происходят большие перемены: возрастает количество классов и школ с углубленным изучением иностранного языка, увеличивается количество часов на преподавание данного предмета, расширяются возможности овладения иностранным языком за счет системы дополнительного образования, появляется огромное разнообразие отечественных и аутентичных учебных пособий, в проекте введение обязательного выпускного экзамена по языку.

Просмотр содержимого документа
««развитие коммуникативной компетенции посредством инценирования сказок младших школьников на уроках английского языка»»

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Выполнила учительница Английского языка

МБОУ «Сасыльская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е.Протопопова»

Слепцова Ольга Васильевна

Тезис

Актуальность исследования с каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным. В системе образования происходят большие перемены: возрастает количество классов и школ с углубленным изучением иностранного языка, увеличивается количество часов на преподавание данного предмета, расширяются возможности овладения иностранным языком за счет системы дополнительного образования, появляется огромное разнообразие отечественных и аутентичных учебных пособий, в проекте введение обязательного выпускного экзамена по языку.

Объект исследования – процесс развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования – развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка посредством инсценирования сказок.

Цель исследования – заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка посредством инсценирования сказок.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

  2. Выявить педагогические условия организации процесса развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка

  3. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка посредством инсценирования сказок.

Гипотеза: подбор различных видов сказок положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции младших школьников если:

1. учитель понимает необходимость инсценирования сказок как средство развития коммуникативной компетенции;

2. отбираются эффективные приемы инсценирования сказок для развития коммуникативной компетенции;

3. инсценирование сказок как средство развития коммуникативной компетенции используется осознанно и систематически.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

  1. логический анализ психолого-педагогической и философской литературы;

  2. диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, моделирование, проектирование, анализ документации);

  3. педагогический эксперимент;

  4. качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что ее результаты позволяют расширить и углубить представления о положительном влиянии инсценирования сказок младших школьников на уроках английского языка.

Практическая значимость исследования определяется реальными возможностями применения его результатов в школьной практике: эмпирические данные могут быть использованы педагогами иностранного языка для оптимизации учебного процесса и родителями младших школьников.

Новизна исследования сформулирована в том, что для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка используются различные виды деятельности: развитие мимики, правильного произношения, координации движений, задания для совершенствования диалогической и монологической форм речи, игровых навыков творческой самостоятельности.

Структура работы: состоит из тезиса, двух глав и заключения.

Экспериментальная база исследования – Томпонский улус, МБОУ «Сасыльская средняя общеобразовательная школа».

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1. Проблема коммуникативной компетенции в психолого-педагогических исследованиях

Основной вопрос, волнующий психологов разных стран – роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение – это решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Общение, иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов. Компетенция – (от лат. Competentis – способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» — является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и видение мира. Язык также является хранителем культурных ценностей – в лексике, грамматике, фольклоре, в формах письменной и устной речи. Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, следовательно, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:

а) языковых умений и навыков;

б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.

В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

-читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);

Читайте также:  Урок английского языка в 6 классе по теме "Рождество в Британии"

-устно общаться в стандартных ситуациях учебно–трудовой, культурной, бытовой сфер;

-в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;

-умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо). Так определяется минимальный уровень коммуникативной компетенции в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам.

Цель формирования коммуникативной компетенции — состоявшийся коммуникативный акт. Средства достижения этой цели — составляющие коммуникативной компетенции (языковые знания и навыки, речевые умения, лингвострановедческий компонент содержания обучения). Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции по праву признаётся языковая компетенция, обеспечивающая на основе достойного объёма знаний как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами иностранного языка.

1.2. Психологическая особенность развития коммуникативной компетенции младших школьников

Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного языка. В этом случае в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативной компетенции. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе. Для решения обучающей задачи требуется дополнительная тренировка, работа, направленное на усвоение языкового материала, формирование определенных коммуникативных компетенций. Дети 9-10 лет не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Учитывая возрастную особенность, рекомендуется использовать систему содержательных оценок, которая включает в себя четыре компонента:

-доброжелательное отношение к ученику как к личности;

-положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи;

-конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок.

Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно детям, так как способствует:

  • Развитие психических функций ребенка;

  • Более раннему вхождению в общечеловеческую культуру через общение на новом языке;

  • Более качественному овладению первым иностранным языком.

Возрастной период младших школьников, непосредственно предшествующий подростковому, характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебной деятельности. В этих условиях возрастает значение инсценирования сказок.

1.3. Формы и методы пользования сказок для развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Сказка – устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. Особую, распространенную, но все более и более исчезающую группу представляют сказки о животных, по своему назначению ставшие преимущественно детскими. Сказки на английском языке помогают завоевать детей для участия на уроках. В сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями: помогать слабым, спасать попавших в беду. В сказках повторяются знакомые слова, фразы, повторяется пройденный материал. Сказка помогает через эмоциональную сферу овладеть новым учебным материалом, повторить пройденный материал, она создает прекрасное условие для овладения языком. Когда дети играют в сказках, исполняют стихи, песни, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает мотивацию изучения. Главная цель обучения английскому языку в начальной школе – развитие у младших школьников способности к межкультурной коммуникации:

  • Развитие у детей способности к общению на новом языке;

  • Формирование языковой личности, способной к межкультурному общению.

Дети изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, с учителем, сказочными персонажами. Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Основные требования в инсценировании сказок.

  1. Сказка должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

  2. Сказку нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;

  3. Сказка должна быть принята всей группой;

  4. Она обязательно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;

  5. Сказка организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;

  6. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик;

  7. Каждый участник совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения;

  8. В сказке используются иллюстрации окружающего мира, игрушки.

Место инсценирования сказок на уроке английского языка и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Сказка используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока.

Читайте также:  Урок английского языка с презентацией по теме "Travelling to Australia"

ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1. Выявление уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

1. Определить уровни развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

2. Разработать мероприятия по выявлению уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

3. Определить эффективность разработанных мероприятий.

Эксперимент состоял из 3-х этапов:

1. Констатирующего. 2. Формирующего. 3. Контрольного.

База исследования: МБОУ «Сасыльская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е.Протопопова» Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка. Для этого необходимо:

1) разработать диагностический материал для выявления развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

2.выявить и оценить уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Вопросы анкетирования:

1. Если в разговоре неожиданно возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

2. Мне досадно, что другие более удачливы на уроке английского языка, чем я.

3. Я быстро забываю, что учили на уроке английского языка.

4. Во время урока я редко общаюсь с одноклассниками.

5. Я не люблю быть в центре внимания.

6. Если я сам не могу решить данное мне задание, то действую по совету учителя или одноклассника.

7. Я придаю большое значение тому, что другие обо мне думают.

8. Мне трудно сосредоточиться на уроке английского языка.

9. В большинстве случаев я всегда готовлюсь к уроку.

10. мне с трудом удается учить английский язык.

11. В классе я могу не беседовать с одноклассниками.

12. У меня нет настоящих друзей.

13. Я часто спрашиваю задания у учителя во время урока.

14. Стараюсь всегда получать хорошие оценки на уроке английского языка.

15. Обычно я спокоен на уроке.

16. У меня редко бывают ошибки на уроке английского языка при выполнении заданий, данных учителем.

17. Меня редко приглашают к доске.

18. Я отношусь к одноклассникам не доверительно.

19. Чаще всего я уверенно участвую на уроке английского языка.

20. Я вижу в своих одноклассниках только хорошие стороны.

21. Мне трудно установить контакт со сверстниками.

22. Я скучаю, когда другие веселятся.

23. У меня нет никаких особенных интересов к английскому языку.

24. Я общительный и открытый человек.

25. Я стремлюсь превосходить других на уроке.

26. Я хочу учить английский язык.

27. Я быстро запоминаю и выполняю все задания на уроке.

28. Я предпочитаю сидеть за партой один.

29. Я считаю, что урок английского языка интересный.

30.Часто мне приходится помогать одноклассникам на уроке английского языка.

Таблица 1

Анализ определения уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка по результатам анкетирования на констатирующем на этапе экспериментальной и контрольной группы

№ вопроса

Положительные ответы

Отрицательные ответы

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

1

30%

35%

70%

65%

2

40%

40%

60%

40%

3

60%

50%

40%

50%

4

50%

40%

50%

40%

5

30%

20%

70%

80%

6

50%

50%

50%

50%

7

45%

40%

55%

60%

Полученные результаты представлены в виде диаграммы (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1

Уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе

Экспериментальная группа Контрольная группа

«развитие коммуникативной компетенции посредством инценирования сказок младших школьников на уроках английского языка»

Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе — 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка, 40% — средний и 30% имеют низкий уровень, в контрольной группе 30% детей имеют высокий уровень. Уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка, 45% — средний и 25% имеют низкий уровень. Опираясь на возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, необходимо стараться использовать инсценирование сказок. Тексты сказок переводить на английский язык, упрощать, включить в него веселые стихи и песенки. Любимые сказочные герои «помогают» детям запомнить и выучить их. От урока к уроку следует увеличивать количество слов, фраз на английском языке, которые можно включить в текст и нужно усвоить школьнику. В сказку «Теремок» можно добавить персонажей в зависимости от количества учеников или варьировать.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Сасыльская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е.Протопопова» с учащимися 3 и 4 класса. Количество учащихся в 3 и 4 классах по 7 школьников, из них 8 девочек и 6 мальчиков. В ходе участия к Педагогическому чтению с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была проведена диагностика уровня развития коммуникативной компетенции в рамках изучения английского языка. Для этого мы зафиксировали уровень коммуникативной компетенции, проводя анкетирование.

2.2. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников посредством инсценирования сказок на уроках английского языка.

Для формирования коммуникативной компетенции нами был составлен план уроков на инсценирования сказок «Теремок» и «Колобок» у младших школьников на уроках английского языка на Октябрь месяц 2017-2018 учебного года по три урока в 3 и 4 классах.

Читайте также:  Учим английский по мультфильмам: «Душа»

Таблица 2

Месяц

Название сказки

Цели и задачи

Содержание

Октябрь

«Теремок»

-участвовать в элементарном этикетном диалоге;

-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;

— выступать публично;

-использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-закрепить тематическую лексику, активный запас фраз клише;

-закрепить грамматические правила и особенности интонации основных типов предложений;

— прочитать наизусть рифмованные произведения детского фольклора.

The 6 bugs flying through the woods.

And they see the house. They stay to live in it.

Then came to them: a mouse, a frog, a dog, a fox, a hare, 2 pigs and a big bear.

All of these animals can sing, dance, swim, play football, play tennis, jump, do morning exercises, count etc.

Summer time was fine for a play.

They were happy!

Октябрь

«Колобок»

— выступать публично;

— использовать приобретенные знания и коммуникативные умения

— прочитать наизусть рифмованные произведения детского фольклора.

-закрепить тематическую лексику

Once lived an old man and his wife. The old man wanted to eat and old woman baked a roll.

The old woman swept and scraped up some flour. She mixed the pastry. She rolled out a roll. She fried it in butter and placed it on the window sill to cool down.

The roll tired to sit on the sill and rolled from the window to a bench, from the bench to the floor. It was rolling down the path.

Then the roll met the animals: a hare, a wolf, a bear, and a fox. But the fox gobbled it up.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Во время подготовки к Педагогическому чтению было проведено по 3 урока в экспериментальной группе 3 класса и в контрольной группе 4 класса. К критериям для выявления начального уровня коммуникативной компетенции, относятся:

1. Использование коммуникативной компетенции.

2. Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

Мы оценили уровень коммуникативной компетенции школьников по пятибалльной системе:

«0» – не владеющие коммуникативной компетенцией по данному критерию; «1» – почти не владеющие; «2» – низкий уровень владения;

«3» – удовлетворительный уровень владения; «4» – хороший уровень владения; «5» – отличный показатель владения коммуникативной компетенцией.

Начальный уровень коммуникативной компетенции в 3 классе представлен ниже в таблице.

Средний показатель каждого учащегося:

Таблица 3

Ф.И учащихся

Использование коммуникативной компетенции.

Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

Булдаков Байдам

3

4

3

Булдакова Рената

4

3

4

Заровняев Айсен

3

3

4

Комиссарова Вика

4

3

3

Максимов Максим

4

4

4

Фролкин Тимур

5

4

4

Уткин Алеша

5

4

4

Начальный уровень коммуникативной компетенции в 4 классе представлен в таблице. Средний показатель каждого учащегося:

Таблица 4

Ф.И учащихся

Использование коммуникативной компетенции.

Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

Атакова Аина

4

4

4

Винокурова Ариана

3

2

3

Елизарова Даяна

3

3

4

Иванов Антон

2

0

3

Колесова Лолита

3

4

4

Мярин Аял

5

4

5

Никитина Айсара

5

4

4

Хастаева Чарина

2

1

2

Средний показатель владения коммуникативной компетенцией у учащихся 3 класса – 29.5 баллов. Двое учащихся имели средний уровень владения коммуникативной компетенцией. По второму критерию четверо школьников показали удовлетворительный уровень, остальные дети умеют хорошо задавать вопросы, таким образом, средний показатель составил 9.3 баллов. По следующему критерию было отмечено, что три человека имели средний уровень по этому критерию и четыре – хороший уровень. Таким образом, средний показатель учеников 3 класса по трем критериям уровня развития коммуникативной компетенции –29.5 баллов. Также нами был зафиксирован начальный уровень коммуникативных навыков в 4 классе. В данном классе средний балл по развитию коммуникативной компетенции составил 9 баллов. Из них двое имели низкий уровень, четверо – удовлетворительный, остальные хорошо использовали коммуникативную компетенцию. По второму критерию четверо школьников показали низкий уровень, еще два ученика – удовлетворительный и двое хорошо задавали вопросы. По следующему критерию было отмечено, что один учащийся почти не обладал умением отвечать на вопросы, двое имели удовлетворительный, а остальные имели хороший уровень по этому критерию. Таким образом, средний показатель учеников 4 класса по трем критериям уровня коммуникативных навыков – 25.9 балла.

Использованная литература

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.

2. Английский язык. Все для учителя №6. Июнь 2012.-34С.

3. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М., 2000.

4. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие для ВУЗов/ под ред. Л. В. Чернец – М.: Изд. Центр «Академия», «Высшая школа», 2000

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.

6. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. — С512.

11

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий