Статья «Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку»

Интенсивное использование аудиовизуальных средств в ходе обучения позволяло обучать иностранному языку как акту коммуникации, в котором лингвистические и паралингвистические элементы являются неразрывно связанными. Аудиовизуальный метод полностью исключает использование родного языка, особенно на начальной стадии обучения, т. к. в этот период интерференция затрудняет формирование умений и навыков устного общения.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку»»

Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку.

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Арушанян В.А.

Расширение деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловливают новые требования, предъявляемые к языковому образованию. Одним из условий успешного и полноценного общения является умение аудирования. Развитие этого умения, начиная с начального этапа обучения языку, способствует формированию коммуникативной компетенции. Настоящее исследование посвящено одной из самых актуальных проблем современной методики обучения иностранному языку студентов основе аудирования.

В основе будущей полноценной коммуникации на иностранном языке лежит процесс успешного формирования навыков восприятия, узнавания и понимания речи на языке изучения. Материал, предоставляемый для аудирования, служит моделью реальной языковой среды, что позволяет вовлекать студентов в речевую деятельность. Аудиовизуальные материалы обеспечивают визуальное представление о ситуации, позволяет видеть артикуляцию произносимых звуков, что облегчает процессы восприятия и понимания иноязычной речи.

Аудирование представляет собой сложную рецептивную, мыслительно-мнимическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Различают контактное и дистантное аудирование. Контактное имеет место при устном интерактивном общении, дистантное — при опосредованном слушании (радио- и телепередачи, фонозаписи, фильмы).

Интенсивное использование аудиовизуальных средств в ходе обучения позволяло обучать иностранному языку как акту коммуникации, в котором лингвистические и паралингвистические элементы являются неразрывно связанными. Аудиовизуальный метод полностью исключает использование родного языка, особенно на начальной стадии обучения, т. к. в этот период интерференция затрудняет формирование умений и навыков устного общения.

Читайте также:  Презентация по англйскому языку "Шаблон написания электронного письма"

Современные технологии значительно упрощают использование на занятиях по иностранному языку аудиовизуального метода обучения аудированию. Представляется возможным просмотр не только специализированных учебных фильмов, но и игровых, которые вызывают бóльший интерес у студенческой аудитории, тем самым являясь дополнительной мотивацией для изучения иностранного языка.

Работа с аудивизуальным материалом состоит из нескольких этапов: подготовительный (работа с новым языковым материалом, обучение вероятностному прогнозированию, развитие кратковременной и словесно-логической памяти и др.), непосредственно просмотр материала и проверка уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков.

На этапе проверки уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков возможно использовать следующие упражнения:

1) отметить верное-неверное утверждение;

2) прочесть резюме и вставить пропущенные слова, соответствующие смыслу, прослушанного материала;

3) ознакомиться с двумя-тремя заголовками к фрагменту, выбрать наиболее подходящий, прокомментировать выбор;

4) выделить смысловые части в прослушанном фрагменте, озаглавить их;

5) инсценировать прослушанный фрагмент;

6) пересказать диалог/монолог из фрагмента в форме монолога/диалога;

7) оценить просмотренный фрагмент с точки зрения его новизны, информативности;

8) обсудить проблемные вопросы, поднятые во фрагменте;

9) ответить на вопросы к фрагменту;

10) выбрать из нескольких вариантов ответов единственный верный.

Просмотр фильма завершается упражнениями, которые позволять судить об уровне полного и критического понимания аудиовизуального материала:

1) ответить на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей;

2) составить резюме/аннотацию/рецензию;

3) выделить смысловые куски и озаглавить их;

4) оценить поступки действующих лиц;

5) организовать дискуссию на основе различных оценочных суждений о материале.

Подводя итоги, стоит отметить, что аудиовизуальный метод не является заменой традиционному аудированию. На мой взгляд, использование аудиовизуального материала наряду с аудио-текстами позволит разнообразить процесс обучения слушанию речи на иностранном языке и будет способствовать развитию аудитивных навыков как с учетом паралингвистических факторов, так и без. Использование при обучении игровых фильмов представляет собой дополнительную мотивацию для изучения иностранного языка и способствует своего рода популяризации языка в студенческой среде, не связанной с профессиональным изучением языка.

Читайте также:  Технологическая карта 2 класс Спотлайт Food

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 4-е изд., стереотипное. — Москва: Академия, 2007. — 336 с.

  2. Елухина, Н. В. Средства обучения иностранному языку. — М.: [Б.и.], 1982. — 80 с.

Оцените статью
Английский язык
Добавить комментарий