Статья
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Формирование функциональной грамотности учащихся средствами грамматики английского языка»»
Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности
учащихся вызвана требованиями, предъявляемыми социумом и временем.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.
Однако, педагоги сталкиваются с многочисленными трудностями у учащихся при работе с текстом. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и проанализировать информацию из таблиц, ученики не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Поэтому при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), который контролирует умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки.
Отсюда можно обозначить проблему: как организовать работу на уроке английского языка, направленную формирование функциональной
грамотности у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и
способов формирования функциональной грамотности.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся на уроках при работе с текстом, можно применять такие современные педагогические технологии и методы, которые заинтересовывают и мотивируют обучающихся:
— технология развития критического мышления через чтение и письмо;
— метод проектов;
— технология сотрудничества;
-информационно-коммуникационная технология
Необходимо обратить внимание на особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
— контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
— ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
— вопросы изложены простым и ясным языком;
— используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Так с чего же стоит начинать работу над текстом? Ключевым моментом является выбор правильного текста.
Выбор текста
Удачно подобранный текст повышает учащихся. Удачный текст должен:
• быть актуальным и современным
• соответствовать уровню учащихся
• не быть очень длинным
• отвечать интересам учеников
• побуждать к высказыванию мнений, соображений
Этапы работы над текстом
Работу с текстом можно разделить на этапы:
1. Претекстовый (Pre-reading)
2. Текстовый (While-reading)
3. Послетекстовый (Post-reading)
Pre-reading
Задачи этапа: подвести учащихся к теме текста, разобрать лексику.
При подготовке к чтению можно выполнить такие задания:
• Написать на доске цитату, высказывание, которое отражает суть текста, и попросить учащихся высказать свое мнение о чем будет текст.
• Использовать карточки с вопросами по тексту. При ответе учащиеся
должны пояснить свои ответы.
While –reading
Перед чтением текста ученикам обязательно необходимо поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Задания могут быть:
• развернуто ответить на вопросы.
• подтвердить или опровергнуть утверждение
• вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски
Разнообразить процесс чтения можно такими заданиями:
Найдите различия
— Иметь 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть не менее 10 отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.
Учащиеся пытаются найти 10 несоответствий.
Чтение по ролям
Инсценировать текст.
Головоломка
— Разделить текст на части по количеству учеников.
— Каждый получает по одному фрагменту текста.
— Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и
выстроиться в соответствующем порядке.
Post – reading
Третий этап важно использовать для развития речевых навыков Классические упражнения для этого этапа:
• устный или письменный пересказ текста
• характеристика героев
• придумать продолжение истории или новый финал текста
• придумать новый заголовок для текста
Чтобы разнообразить этот этап уместны следующие задания
Выскажи свое мнение.
Дебаты:
— Написать фразу, которая передает основную мысль текста
— Одна группа учащихся защищает позицию «За», другая «Против»
Диагностика читательской грамотности является необходимой мерой для отслеживания качества обучения и выявления тем, которые нуждаются в особом внимании. Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трех основных мыслительных процессов читательской грамотности: находить и извлекать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, интегрировать и интерпретировать информацию.
Каждый из трех мыслительных процессов предполагает следующие умения: поиск информации — нахождение сути, умение делать выводы из прочитанного; осмысление — оценка, понимание текста, составление гипотез и выводов; интерпретирование — обобщение информации, анализ текста и поиск аналогичных ситуаций в жизни.